Тарас Савкин для электронного журнала
«Планово-экономический отдел»
В чем заключаются основные задачи и цели финансовой модели?
Финансовая модель - это план компании по доходам и расходам, в идеале с прибылью. Модель должна содержать заключенные сделки, полученные на счет деньги, себестоимость услуг и товаров компании, итоговые показатели прибыльности, маржинальность на полгода, год, три года вперед.
Понятно, что финансовая модель - это наше предположение. Чаще всего мы моделируем, к каким ключевым показателям хотели бы прийти. Если поставлена цель, то есть на что ориентироваться. Если цели нет, модель не построена, мы не можем знать, в нужном ли направлении движемся.
Чаще всего модель строится до старта проекта, чтобы наметить определенные ориентиры. Если финансовая модель подразумевает выход на операционную прибыль через три месяца, а мы не вышли на нужные показатели ни через три, ни через шесть месяцев, проект нужно закрывать, так как по финансовой модели он себя не оправдывает.
Финансовая модель — важная составляющая любого бизнеса. Строят ее как для
начинающих стартапов, когда бизнес только в голове, для привлечения инвесторов,
поиска партнеров, постановки первых целей, так и в последующем. Например, на сле-
дующий финансовый год или три года.
На какой стадии бизнеса была создана финансовая модель вашей компании и меняется ли она?
Мы начинали с нескольких сделок. Наша модель на тот момент содержала примерное
представление о том, что у нас есть такие сделки, их себестоимость, затраты на аренду, заработную плату.
Модель позволяет увидеть, какая остается прибыль, устраивает ли это нас в принципе. Она дает возможность планировать на перспективу: что будет, если двигаться теми или иными темпами, какие ресурсы понадобятся, к чему хотим прийти.
Финансовую модель мы настроили на основе первых сделок, создали после заключения первых контрактов, когда определили их себестоимость, посчитали прибыльность и поняли, что будет, если заключим вместо трех сделок в месяц десять. Финансовая модель позволила понять, что этот бизнес нам интересен и мы хотим в нем развиваться.
У нас есть план продаж на каждый месяц и на год. Есть дополнительные показатели, которые интересны нам как основателям. Например, в качестве челленджа мы поставили цель так или иначе коснуться тысячи компаний, то есть помочь
тысяче организаций с внедрением СRМ. Мы смогли это сделать с помощью нашей СRМ-игры, в которую вовлекли огромное количество людей с большим количеством положительных отзывов. Эта цель не финансовая, но она нас зажигает.
Как выглядит финансовая модель, посредством какого ресурса вы ее строите?
Финансовая модель выглядит как таблица в Ехсе| с большим количеством формул. Чем больше в таблице показателей и формул расчета, тем точнее формируется финансовая модель.
У нас финансовая модель строится в Ехсе|. Есть специализированные сервисы, однако огромное количество компаний, причем достаточно серьезного уровня, строят
модели в Ехсе|. Во-первых, это универсальный инструмент. Во-вторых, все знают, как с ним работать. Можно расписать формулы, расставить ключевые показатели (например, прибыль в месяц), а дальше просто вбивать данные.
При этом можно увидеть, что будет с моделью, если доходы будут не два, а пять миллионов рублей, и смотреть, как перестраиваются по формулам все остальные зависимые поля. Можно увидеть, что случится в случае масштабирования или сокращения доходов компании.
Очень важно видеть в финансовой модели точку безубыточности. Это, пожалуй, ключевой показатель.
Если финансовые показатели компании по фактическому периоду ниже точки безубыточности, нужно договариваться с собственником о том, какой мы можем дать
себе срок работы в режиме убытка, до какой точки можем себе позволить падать, прежде чем будет принято решение о радикальном сокращении бизнеса или его закрытии.
Об этом нужно договариваться с собой или другими собственниками заранее, чтобы не втягивать себя в финансовую яму, если вдруг бизнес идет не тем путем.