Тарас, как кризис отражается на вашем бизнесе и ваших потребителях?
Наше положение сегодня устойчивое, направление необходимо даже больше, чем в прежние времена. Построение удаленной команды, удаленного корпоративного портала, их структуризация, работа с задачами, клиентами, общение внутри компании актуальны во все времена, а сейчас особенно.
Нам помощь не нужна. Мы от шторма защищены, так как ниша востребована, а вот бизнес вокруг терпит бедствие. Это наши клиенты, поставщики, партнеры, наша экономическая среда. Когда вокруг гибнут малые компании, количество денег в экономике уменьшается, наши возможности тоже снижаются. Если говорить не о нас конкретно, а в целом про отрасль, то не хватает прямой поддержки. Например, в виде обеспечения выплат зарплаты совместно с предпринимателями. Взять сейчас что-то в кредит и потом выплачивать полтора года. В обмен на какую перспективу? Перспективы не видно, и это самое страшное. Поэтому разделение бремени по выплате заработной платы с предпринимателями было бы значимой поддержкой.
Пообщавшись с группой предпринимателей, я заметил, как меняется настроение. Первую-вторую неделю в режиме самоизоляции тревога ощущалась явно, люди были в очень подавленном состоянии. Сейчас даже те, кто свой традиционный бизнес закрыл по объективным причинам (рестораны и кафе не работают), перенаправили энергию на онлайн-бизнес, удаленный бизнес или организовывают среду взаимопомощи.
Кризис — это прежде всего психологическая составляющая, когда политика людей состоит в том, чтобы сберегать, а не инвестировать, удерживать то, что есть, и не думать на перспективу, не придумывать что-то новое. Это как раз тот традиционный подход для кризиса и, как ни странно, более проигрышный.
Когда все продают, я покупаю.
В период кризиса самые известные предприниматели говорят: когда все продают, я покупаю, когда все покупают, я продаю. Сейчас на фоне кризиса как раз то время, когда многие возможности становятся более доступными из-за того, что менее востребованы. Те же курсы становятся дешевле, их можно пройти со скидками. Если говорить о крупном масштабе, какие-то бизнесы становятся более доступными для покупки или вовлечения в партнерство.
Подавляющая стратегия — сохранять, перспективная стратегия — инвестировать и искать что-то новое. Делать пересборку, думать над тем, как использовать в новых обстоятельствах свои сильные стороны, держать ухо остро и внимательно слушать, что происходит вокруг.
Каждый день, каждую минуту ситуация меняется. Поэтому очень важно слышать, что сейчас нужно обществу, клиентам, чтобы понять, чем и кому можно быть полезным.