ИТОГИ 2020 ГОДА: ВЫВОДЫ И ПРОГНОЗЫ

Уходящий год был сложным для многих компаний. Он показал, что в бизнесе нужно быть гибким, оперативно реагировать на изменения, внедрять новые технологии. Сегодня можно говорить о трансформации бизнеса: идут процессы, которые уже влияют на будущее.

Каким будет 2021 год в экономическом плане, как поменяются бизнес-процессы, какие принципы работы помогут компаниям быть устойчивыми и эффективными в ближайшее время - об этом в нашей статье.
Тарас Савкин для электронного журнала Справочник экономиста
Сооснователь, технический директор CRM Academy

Прогнозы на наступающий финансовый год

Здесь нужно определиться, как мы начинаем считать финансовый год. По классике, финансовый год начинается со второго квартала и заканчивается завершением первого квартала следующего года. То есть финансовый 2020 заrончится 31 марта следующего года. Фактически до этого еще есть время, многое будет зависеть от текущей ситуации с COVID-2019.

Многое будет зависеть от того, сохранится ли возможность активности бизнеса, когда все открыто. Фактически ограничений для бизнеса нет.

Если бизнесы будут работать, это одна ситуация, если нет - другая. Так что есть два сценария - позитивный и негативный. Я бы сказал, между ними большая разница.

Каждый выбирает, какой сценарий взять за основной, но проработать следует оба. Нужно анализировать, какие показатели бизнеса были в период пандемии с марта по июнь, чтобы понимать, выживет ли компания с такими показателями в случае пессимистичного сценария. Отталкиваясь от этого, принимать соответствующее решение или превентивные меры. Либо спокойно планировать дальше, если компания устойчива в этот период.

Основные приобретения и потери CRM Academy за прошедший год

Основные приобретения - четко устойчивое понимание того, что мы как IT-компания можем быть вообще не привязаны к офису, физической платформе. Вся команда работает в удаленном режиме и работает достаточно эффективно. Поэтому для нас главный вывод состоит в том, что нам с нашими бизнес – процессами, управлением продажами и реализацией проектов можно эффективно работать в удаленном режиме. Это наше главное открытие года.

Из негативного: наша сфера пострадала не так сильно, как другие, но пандемия очень сильно сказалось на настроениях бизнеса именно в плане готовности инвестировать средства в развитие компании, в средства автоматизации.

Фактически средства выделялись в первую очередь на то, что жизненно важно для компании, а развитие откладывалось по разным причинам. Сейчас компаниям проще вкладывать деньги и инвестировать в инструменты автоматизации, поскольку этот инструмент на средней и долгой дистанциях принесет им нужные результаты. На нас влияет и общее настроение, предвкушение, что, возможно, стоит попридержать средства.

Для нас год был достаточно успешным. Мы уверенно вошли в топ - 5 партнеров Битрикс24 по продажам в целом по московским регионам. По коробочной версии почти все время держимся на первой строчке по продажам.

Мы провели много вебинаров, нас приглашают на различные конференции. То есть на нас выходят, интересуются тем, что мы можем рассказать, дать по своей сфере. Это очень интересное направление, хотя его нельзя назвать коммерческим.

Мы понимаем, что сфера CRM достаточно слабо внедрена в бизнесе, поэтому на своих вебинарах стараемся показать внутреннюю кухню того, что дает CRM. Рассказываем, что дает корпоративный портал, как он может решать задачи конкретного бизнеса, чтобы из абстракции оптимизации бизнеса это превратилось в конкретику.

Мы объясняем, как один бизнес-процесс сделать более наглядным и управляемым, а другой - менее зависимым от конкретного сотрудника. Все это важно, особенно в современных условиях.

Как действовали во время спада спроса на услуги?

Договаривались. Договаривались с нашим арендодателем и нашими партнерами - где-то о рассрочке платежа, а где-то о снижении той же рентной ставки на период пандемии.

Договариваться очень важно. Можно закрыться и геройски думать, что мы все вынесем, но лучше и эффективнее договариваться с людьми, компаниями, потому что всем выгодно строить долгосрочные отношения.

Мы везде находили понимание, снижали ставки, договаривались об отсрочке платежей. В общем, делали все для того, чтобы финансовое положение компании было максимально устойчивым. Это очень сильно помогло нам выстоять в период спада спроса.

Чем запомнился этот год?

Он был самым необычным. Все говорят, что есть термин «черный лебедь». Было время, когда считалось , что лебеди бывают только белыми. И когда однажды кто-то сказал, что на другой стороне земли есть черные лебеди, ему не поверили. Фактически человечество многие годы жило в картине мира, где такого произойти не могло: мы все такие продвинутые, у нас все безопасно.

Это год пересмотра многих традиционных направлений бизнеса. Например, мои друзья - предприниматели из ресторанного бизнеса. Я восхищаюсь их гибкостью. Понятно, что это бизнес ранее казался незыблемым, надежным.

Если ресторан или кафе расположены в месте с хорошей проходимостью, у заведения нет шансов на отсутствие спроса. Однако в ситуации пандемии даже такие бизнесы обесценилось.

Получается, что рассыпались бизнесы, которые имели репутацию и серьезное финансовое положение, активы.
Источник: электронный журнал ПЭО № 12 (120) декабрь 2020 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ КОМПАНИИ
CRM Academy 2020
Читать другие статьи:
Показать еще