Факторный анализ прибыли позволяет оценить влияние на прибыль сразу нескольких факторов (таких, как объем продаж, степень конкуренции, налоги, качество продукции и т. д.). Данные для такого анализа так же, как в предыдущих случаях надо брать за два периода (например, за 2024 год и за 2023 год), а затем свести их в таблицу в Excel. В верхней части следует указать все расходы и себестоимость, а в двух последних строках – выручку и прибыль, рассчитанные, как описано выше.
Проще всего факторный анализ можно провести методом абсолютной разницы. Как следует из названия, надо по очереди вычесть показатели за текущий период из показателей рентабельности за предыдущий период. После этого станет понятно, какие показатели ушли «в минус», а какие – выросли, и принять правильные решения.
Не лишним также будет подсчет относительных отклонений. Для этого надо абсолютную разницу разделить на показатель за предыдущий период и умножить полученное число на 100%. В результате изменения обретут более наглядный вид. Например, -50% – это ухудшение какого-либо показателя ровно вдвое за истекший период.