Обучаем менеджеров отделов продаж эффективной работе с клиентами
Подбираем квалифицированных МОПов и РОПов с навыками работы в CRM
Слушаем звонки, контролируем работу в CRM, строим отчеты по каждому менеджеру
Дополнительные услуги
Учим руководителей и сотрудников работать и администрировать Битрикс24
Решения на Битрикс24, с помощью которых мы оцифровываем и автоматизируем процессы
Строим управленческие дашборды на данных Битрикс24 и других систем
Делаем работу компаний проще, понятнее и эффективнее с помощью Битрикс24
Оптимизируем бизнес-процессы с помощью AI в связке с CRM-системами и без
Новое
Повышаем эффективность отделов продаж с помощью современных IT-инструментов
Основные услуги
Обучение
Групповые и индивидуальные сессии в онлайн и оффлайн формате
Обучение работе в Битрикс24
Обучение работе в Битрикс24
Курс по самостоятельному внедрению CRM на базе Битрикс24
CRM Game
CRM Game
Кейсы
Свежие кейсы
Истории внедрения CRM и других решений со стороны клиентов
Все кейсы
Все кейсы
По отраслям
Читать кейс
Читать кейс
9 ЯНВАРЯ 2025, ВИДЕОКЕЙС
4 ИЮЛЯ 2025, КЕЙС, ВИДЕОКЕЙС
Проверенные сервисы и эксперты с промокодами для наших клиентов
Коротко о нас и нашей команде , а также сертификаты, рейтинги и галерея
Компания
Видео о компании
VC
VK
Другие ресурсы
Свежие материалы и события
Обучающие материалы, обзоры новинок, новости компании в видеоформате
Анонс грядущих и записи прошедших вебинаров и конференций
Экспертные статьи, новости компании, публикации в СМИ
Медиацентр
3 ОКТЯБРЯ 2025, ВЕБИНАР
Зарегистрироваться
16 ОКТЯБРЯ 2025, ВСТРЕЧА В ZOOM
Зарегистрироваться
Контакты
В том числе для связи с разными отделами: СМИ, партнерство, маркетинг
Контакты
Контакты
мессенджеры
Москва. Работаем удаленно по всей России
Соц. сети

Оценка прибыли от продаж

Валентина Шохова
Руководитель контент-отдела
Дата публикации:
Время прочтения:
Автор статьи
25.08.2025
6 минут
Любая компания или предприниматель стремится извлечь как можно больше прибыли от деятельности, а расходы и издержки – сократить. Чтобы подольше оставаться «на плаву», а также окупить все вложения, важно уметь правильно рассчитывать выгоду от продаж. Рассмотрим подробнее, как это сделать лучше всего, а также о видах прибыли и методах анализа.

Как рассчитать прибыль от продаж

Перед тем, как найти прибыль от продаж, важно разобраться, чем она отличается от выручки. Знать разницу между обоими понятиями важно в любой сфере деятельности.
Итак, выручка – это все деньги, которые компания заработала от продаж товаров и реализации услуг. А прибыль – это выручка за вычетом всех таких издержек, как:
1
налоги;
2
штрафы;
3
затраты на рекламу, логистику и т. п.;
4
оплата подписки на CRM (Битрикс24 и аналоги) и других сервисов;
5
зарплата работникам;
6
аренда помещений и оборудования.
Чтобы правильно рассчитать прибыль, надо просуммировать все расходы из списка выше, а затем вычесть их из общей выручки. Положительная прибыль будет свидетельствовать о том, что фирма грамотно оценивает свои возможности и способна успешно покрывать все расходы, чтобы расти и развиваться.

Виды прибыли и рентабельности

Поскольку в разных сферах бизнеса существуют постоянные и переменные расходы, из этого следует, что прибыль может иметь несколько видов. Рассмотрим подробнее, какие типы прибыли бывают и чем отличаются.

Маржинальная прибыль и маржинальность

Маржинальность – это термин, пришедший из английского и французского языков, и означающий разницу. Под маржинальной прибылью понимаются доходы, которые остаются после выплаты переменных расходов. К ним могут относиться, например, затраты на сырье, логистику и зарплаты рабочей силе.
Переменные расходы, а вместе с ними и маржинальную прибыль, нельзя заранее рассчитать, так как объемы производства и стоимость многих ресурсов могут изменяться по факторам, не зависящим от фирмы или работодателя. Маржа позволяет понять, какой товар или услугу выгоднее реализовать сейчас.

Валовая рентабельность (ROS)

Валовая прибыль от реализации – это маржинальные доходы за вычетом всех постоянных расходов. К последним относятся, как правило, затраты на аренду, которые редко меняются с течением времени и не зависят от объема продаж. Валовая рентабельность позволяет понять, сможет ли чистая выручка покрыть все постоянные и переменные расходы.

Операционная и чистая рентабельность

Еще два вида рентабельности продаж, которые стоит учитывать в своей деятельности – это операционная и чистая. Первая из них получается путем вычитания коммерческих и административных расходов (на ЗП продавцу, закупки, коммунальные ресурсы, рекламу и т. п.) из валовой прибыли. Операционная прибыль характеризует, как упомянутые издержки влияют на окупаемость. Например, реклама может привести как к убыткам, так и к повышению прибыли в зависимости от успешности.
Формула расчета прибыли от продаж: выручка минус издержки минус платежи по кредитам минус налоги.
Так получается чистая прибыль, которая демонстрирует, насколько успешно работает бизнес. Если чистая прибыль стремится к нулю, то где-то имеется перерасход или упущенный доход (например, покупатель уходит с сайта на стадии оформления заказа). Чтобы выявить слабые финансовые места, важно провести анализ издержек и выручки.

Анализ прибыли от продаж

Анализировать прибыль и выручку можно разными способами. По итогам изучения доходов и расходов компания сможет понять, что ей требуется сделать или поменять, чтобы сократить убытки и работать «в плюс». Для упрощения анализа прибыли отлично подойдет Битрикс24 — эта же CRM поможет выявить, на какой стадии воронки продаж возникают сложности, почему клиенты отказывают, и как в целом работают менеджеры.

Сравнительный и трендовый анализ

Сравнительный анализ – это самый простой метод оценки прибыли от продаж, так как требуется просто сопоставить доходы за текущий и прошедший периоды, например, за месяц, квартал или год. Это можно сделать даже на калькуляторе или в таблице MS Excel. По итогам сравнительного анализа можно понять, насколько хорошая прибыль поступает от деятельности.
Трендовый анализ отличается тем, что сравнение дохода проводится сразу за несколько периодов. Благодаря этому удастся выявить, насколько стабильна прибыль от продаж (как рассчитать её, описано выше), и попытаться предсказать, какие финансовые результаты ожидаются в будущем. Трендовый анализ упрощается при задействовании соответствующих средств Битрикс24 или аналога.
Факторный анализ прибыли позволяет оценить влияние на прибыль сразу нескольких факторов (таких, как объем продаж, степень конкуренции, налоги, качество продукции и т. д.). Данные для такого анализа так же, как в предыдущих случаях надо брать за два периода (например, за 2024 год и за 2023 год), а затем свести их в таблицу в Excel. В верхней части следует указать все расходы и себестоимость, а в двух последних строках – выручку и прибыль, рассчитанные, как описано выше.
Проще всего факторный анализ можно провести методом абсолютной разницы. Как следует из названия, надо по очереди вычесть показатели за текущий период из показателей рентабельности за предыдущий период. После этого станет понятно, какие показатели ушли «в минус», а какие – выросли, и принять правильные решения.
Не лишним также будет подсчет относительных отклонений. Для этого надо абсолютную разницу разделить на показатель за предыдущий период и умножить полученное число на 100%. В результате изменения обретут более наглядный вид. Например, -50% – это ухудшение какого-либо показателя ровно вдвое за истекший период.

Метод цепной подстановки

Цепная подстановка – это один из методов факторного анализа прибыли от реализации. Такой способ позволяет понять, как рассчитать прибыль и убыток от продаж в будущем, если изменить хотя бы один показатель, не трогая остальные.
Для анализа методом цепной подстановки потребуется:
1
Выбрать желаемые показатели и формулу для расчета по ним (например, перемножение объема продаж на цену изделия, чтобы узнать выручку).
2
Подставить в эту формулу какой-нибудь один показатель (например, цену реализации) за прошлый период и выполнить перерасчет.
Благодаря этому удастся понять, например, какие потери могла понести фирма за прошлый период, и что надо скорректировать, чтобы выйти «в плюс» в будущем.
3 октября 2025
Зарегистрироваться

Практические рекомендации по повышению прибыли

Чтобы прибыль от деятельности чаще росла и реже сокращалась, важно соблюдать целый ряд рекомендаций и правил, так как изменение одного показателя может кардинально повлиять на финансовые результаты. Вот, несколько общих советов:
1
Посмотреть, какие цены на продукцию или услуги у конкурентов по сфере деятельности. На основе этого можно чуть-чуть снизить стоимость своего товара. Это может переманить у конкурентов некоторых клиентов.
2
Пристально следить за качеством товаров и услуг, поддерживая его на высоком уровне. Это поднимет повторные продажи, что также способствует росту прибыли.
3
Грамотно спланировать рекламу, чтобы вместо убытков получить поток новых клиентов, а вместе с ними – повышение доходности.
Кроме того, важно не пропускать налоговые и кредитные платежи, чтобы не пришлось платить штрафы и пени.

Использование KPI и отчетности

Понятие KPI можно расшифровать как «ключевые показатели эффективности». Их внедрение тоже помогает повысить прибыль за счет упорядочения рабочего процесса, точного прогнозирования развития компании, а также возможности находить и устранять слабые места и уязвимости в рабочей стратегии.
Наконец, важную роль в оптимизации прибыли играет грамотное составление отчетности. Автоматизировать этот процесс поможет CRM Битрикс24. В арсенале этой системы также имеются шаблоны документов, поддержка электронной подписи и многие другие инструменты. Подробнее о Битрикс24 →
Нужна бесплатная консультация по материалу статьи?
Чтобы наш разговор был более предметным, напишите, чем занимается ваша компания, и кратко опишите задачу, которую хотите решить.

Может быть интересно