Внедрение CRM очень зависит от корпоративной культуры – в первую очередь, и от готовности как сотрудников, так и руководителей к новшествам. В примере с кейсом Тверского завода, директор была заинтересована во внедрении, сотрудники обучались работать в Битрикс24 постепенно, но у всех получилось, и сопротивления среди коллег не было.
Есть и диаметрально противоположная история. Кейс, в котором сотрудники отдела продаж решили, что они незаменимы и устроили забастовку, грубо говоря: «Нам ничего нового не надо, мы как работали в Excel, так и будем». Руководство не стало с этим мириться, они просто уволили отдел продаж. Конечно, это решение было связано не только с реакцией на внедрение CRM, а в первую очередь с малой эффективностью специалистов и их иллюзии о незаменимости. Клиент уволил отдел продаж и нанял нового РОПа, которому помогли набрать команду согласно требованиям компании. На собеседовании с новыми сотрудниками сразу обговаривалось, что специалисты должны иметь опыт работы с CRM или должны быть готовы оперативно научиться – это было одним из требований. После этого все получилось, в компании была внедрена CRM, стала прозрачной система отдела продаж, и качество самих продавцов заметно выросло. Это, конечно, пример «экстремального» кейса и кардинальных перемен.
Если в компании допустимо, что сотрудники могут ошибаться и делать выводы из своих ошибок, что они могут задавать вопросы и не выглядеть глупо, если что-то недопоняли, что учиться, развиваться и получать новые знания нормально - внедрение CRM происходит намного легче. У нас много кейсов, когда внедрение проходило гладко именно за счет того, что сотрудники понимали: что внедрение CRM нужно не только компании, чтобы контролировать их работу, но и самим сотрудникам, чтобы качественно общаться с клиентами, в единицу времени обрабатывать больше сделок, не упускать клиента после большой подготовительной работа из-за банально забытого звонка. CRM позволяет не только делать большую эффективность продаж для компании, но и для самого сотрудника. Хороший менеджер понимает, что он работает для себя, правильно выстроенная мотивация ему прямо показывает: хорошо работаешь - хорошо зарабатываешь. Сотрудники в таких компаниях понимают, что с помощью CRM они могут лучше зарабатывать и внедрение CRM происходит очень гладко.