Премии, повышение заработной платы, повышение в должности, дополнительные оплачиваемые выходные, благодарности и грамоты – неотъемлемые варианты мотивации в любой компании, но в первую очередь стоит обратить внимание именно на корпоративный дух компании и общую заинтересованность сотрудников развиваться. В противном случае любая мотивация будет временной и продуктивность такого обмена знаниями будет отсутствовать.
На что стоит обратить внимание, прежде чем поощрять сотрудников за обмен знаниями:
1. Есть ли жесткая иерархия в организационной структуре компании? Ваши сотрудники могут обращаться с вопросами только по определенной структуре или им доступно общение со всеми? На сколько развито данное общение? Есть ли человек, который отвечает за распределение вопросов внутри компании? В случае жесткой иерархии мотивационная часть за обмен знаниями может быть только по линии «сотрудник» - «руководитель». Нужно правильно донести руководителю смысл развития сотрудников внутри его отдела, продумать прямое влияние квалификации сотрудника отдела на мотивацию руководителя данного отдела.
Если же нет жесткой иерархии, то необходимо продумывать мотивацию, направленную на сотрудников компании. Можно устраивать различные конкурсы с интересными наградами (например, поход в кинотеатр на двоих или в спа-центр). Мотивация может быть прописана (т.е. сотрудники четко знают, за какие действия они могут получить дополнительную мотивацию), а может быть индивидуальной (когда сотрудник получает персональное вознаграждение, о котором ранее не было никому известно).
2. Созданы ли необходимые условия для обмена знаниями? Имеют ли ваши сотрудники площадку для обмена знаниями? Кто ответственный за курирование такой площадки?
Отличной площадкой обмена знаниями может служить еженедельная/ежедневная планерка. В саму планерку необходимо включать не только разбор проблем, но рассказывать сотрудникам о нововведениях, делиться опытом и успешными кейсами работы других сотрудников. Инициация исходит от руководителя, но выступать и делиться знаниями может сотрудник на самой планерке. В случае отсутствия таких планерок внутри отдела или внутри компании у вас не получится наладить постоянный обмен знаниями. Причем обращаю внимание на то, что необходимо собираться не только внутри отдела, но и отделами. Такая планерка компании может быть раз в месяц для общего обмена знаниями. Сотрудники сами будут стремиться хвастаться своими успехами, если им дать слово на такой планерке. А всеобщее признание коллег служит отличной мотивацией к этому.
Еще одной площадкой для обмена опыта могут быть чаты компании. Мы работаем в системе Битрикс24 и имеем чаты внутри отделов и между отделами. Например:
- Чат «Отдел продаж»: обмен опытом и важными вопросами между сотрудниками отдела продаж. Чат живой с начала рабочего дня и до момента его завершения.
- Чат «Отдел внедрения»: обмен опытом и важными вопросами между сотрудниками проектного отдела.
- Чат «Реализация проектов по внедрению»: обмен опытом и важными вопросами между сотрудниками проектного отдела и отдела продаж.
При этом компания никак не поощряет за помощь в чатах. Помощь проходит из-за важного правила внутри компании – правила взаимопомощи. Все сотрудники знают, что если сегодня кому-то помочь, то завтра точно помогут тебе.
Правило взаимопомощи было введено год назад и по началу приходилось вызывать сотрудников в чат для ответов и для написания самих вопросов (сначала их слали в личные сообщения, что не позволяло масштабировать и систематизировать порядок ответов на вопросы). Но когда команда понимает, что так работать легче, то сами начинают делиться опытом и отвечать на вопросы коллег.