Для учета клиентов используют различные механизмы. Одно из ключевых мест учета —сайт (сайты) компании. Чтобы подсчитать посетителей и определить источник, откуда клиент перешел на сайт компании, используется механизм utm-меток или механизм счетчиков.
Utm-метка — это дописка в ссылке на какой-то ресурс, в которую вносится информация по источнику, рекламной системе, рекламной кампании и т. д. Выглядит дописка примерно так:
www.example.com/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=utm_metki. Все ресурсы, в которых есть ссылка на наш сайт, должны быть размечены этими метками. При этом каждая метка должна быть уникальна для источника.
Системе сквозной аналитики мы должны рассказать, какая utm-метка к какому источнику относится, чтобы в последующем строить отчеты.
Хочу заметить, что в визитке или технической сопроводительной документации мы часто размещаем ссылку на наш сайт. Если прописать туда utm-метку, выглядеть это будет не очень красиво, и клиент, скорее всего, не будет переписывать в браузер весь длинный код. Если документы распространяются на бумажных носителях, рекомендую ссылки конвертировать в QR-код. Тогда utm-метка станет незаметна для клиента.
Счетчики работают несколько иначе. Специальная программа или кусочек кода, установленные на сайт, будут распознавать клиента по IP, браузеру, запросу и многим другим параметрам, запоминать клиента и присваивать ему уникальный номер. При последующих перемещениях по цифровым ресурсам код будет анализировать путь следования клиента по этому счетчику и передавать всю информацию сервису аналитики.
Без счетчиков, например, невозможно посчитать SEO-трафик сайта, так как SEO — это органическая выдача поисковой системы и «зашить» в нее utm-метку просто невозможно.
Есть и другие обязательные атрибуты для сквозной аналитики.
Незаменима до сих пор такая система быстрой коммуникации с клиентом, как телефонная связь. Для проверки источника информации для клиента о нашей компании используют системы колл-трекинга. Существует два вида колл-трекинга: статический и динамический.
Колл-трекинг — это цифровая технология подмены номера телефона на сайте или другом цифровом ресурсе в зависимости от того, откуда клиент попал на данный ресурс. Нужна она и для понимания источника. Зачастую сервисы колл-трекинга предоставляют сервисы IP-телефоний или непосредственно сервисы сквозной аналитики.
Важно, чтобы система аналитики знала точно, какой звонок к какому источнику отнести.
Статический колл-трекинг — жесткая привязка конкретного номера телефона к конкретному источнику. Он обычно дороже динамического, но это старый, проверенный способ. Так, встроенный инструмент сквозной аналитики CRM-системы «Битрикс24» использует статический колл-трекинг, что сильно облегчает настройку инструмента и его тестирование (Скриншот 7).