Вернемся в самое начало. Сотрудник приходит на работу в компанию, и ваш HR протягивает ему должностную инструкцию. В ней – должность нового сотрудника, отдел, в котором работает, функциональные обязанности и система штрафов за их невыполнение. Сколько времени проходит между моментом получения этого документа и освоением сотрудником его работы?
В этом документе нет того, что могло бы помочь новичку вступить в должность. Он не понимает, какие действия ему нужно выполнять, в какой срок и зачем это нужно.
Важно, чтобы каждый сотрудник на своем месте понимал свои должностные обязанности, полезность своей работы и ту зону ответственности, которая на него возложена. При этом важно не только само прописывание должностных обязанностей в регламенте, а понимание сотрудником ценного конечного продукта (ЦКП), который производит он или его подразделение, и результат, за который они отвечают.
Если сотрудник не понимает, что составляет его продукт, за что он несет ответственность в этой компании, то он соответственно не может принять на себя эту ответственность и выполнять работу грамотно.
Для решения этой проблемы в компании используют «шляпу» – документ, включающий подборку всех инструктивных, методических и учебных материалов, которые нужны для полного освоения всех функций данной должности. К этим материалам прилагается «контрольный лист», то есть список учебных заданий, включающий как теорию, так и практику. Учебные задания располагаются в строгом порядке от простого к сложному, и они настолько полны, что их достаточно для выполнения всех специальных функций.
Вернемся к нашему сотруднику. Получив и прочитав инструкцию и не освоив единственно важного – что делать и зачем, его познакомят с сотрудниками (а может и нет, быть может организация настолько велика, что это даже не целесообразно), и впереди его будет ждать несколько месяцев пути, сопровождающихся пробами и ошибками, на встречу горькому опыту и осознанию своей деятельности.