Здесь все зависит от культуры компании: какие люди в нее приходят, с какими ценностями. Это результат того, насколько качественно мы провели подбор персонала, насколько проверили их соответствие ценностям компании. Если
частью корпоративной ДНК является обмен знаниями, общение по принципу
win-win, когда обе стороны выигрывают, у такого человека нет вопросов, почему
важно делиться информацией. Он понимает: «Сегодня поделился я, завтра поделятся со мной; сегодня я ответил на вопрос кого-то из коллег, завтра на мой вопрос ответят коллеги».
Поэтому стоит предложить сотрудникам делиться знаниями и посмотреть
на их реакцию. Вызывает ли это отторжение, зависть? Если да, то внимательно посмотреть, с чем это связано. Может быть, человек просто стесняется говорить публично, это связано с его какими-то внутренними зажимами. В таком случае это понятно и давить на человека не нужно. Но если сотрудник может общаться, но не хочет, важно понять глубинные установки.
Если это связано с тем, что он хочет оставить знания для себя, нужно подумать, на своем ли месте этот человек, нужен ли он компании? Может быть, в каких-то обстоятельствах он полезен работодателю, даже при условии, что он ни с кем не делится, но важно понимать, что он при накоплении знаний, опыта будет оставлять все себе.
У него нет понимания, что, наполняя компанию знаниями, он растет вместе с ней, а не тянет одеяло на себя. Поэтому нужно внимательно приглядываться и понимать, что кто-то индивидуалист, он находится на своем месте, и это не мешает общему результату, а кто-то является частью коллектива и негативно влияет на внутреннюю культуру, другие смотрят на него и думают: «Раз он не делится, то и я не буду». В итоге это может привести к тому, что каждый будет сидеть в своей норе, и никакого обмена знаниями происходить не будет.
Эта ситуация вредит компании, поэтому нужно делать все, чтобы налаживать
эту культуру. Очень важно принимать на работу людей, разделяющих ценности компании. Я знаю очень много ситуаций наших клиентов, когда человек подходил по компетенциям, но с ним было невозможно обсудить задачу или у него не было умения и желания работать в команде. С такими людьми иногда приходится прощаться, так как такое взаимодействие бесперспективно, с ними будут мучиться руководитель, коллеги, его клиенты, контрагенты. Это современные реалии, когда смотрят не только на компетенции, но и на то, насколько сотруднику близки принципы win-win и другие ценности работодателя.