5 типов токсичных сотрудников: как их выявить и обезвредить

Какие приемы еще на этапе найма помогут определить токсичного человека?

В каждом коллективе найдется сотрудник, который оказывает или пытается оказать негативное влияние на ход работы или настроение команды. Таких сотрудников называют токсичными. В этой статье мы с помощью руководителей компаний и HR-специалистов разберем некоторые типы токсичных сотрудников, которые часто встречаются на практике, и расскажем, как их нейтрализовать.
Галина Духовная для электронного журнала
Executive.ru
Исполнительный директор CRM Academy
1. Помешанный перфекционист

Такие сотрудники готовы работать 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. У них высокие требования к себе и к окружающим. Часто такие сотрудники создают конфликтные ситуации из-за несобранности остальных сотрудников. Они будут всегда недовольны всеми, с кем работают. При неправильной занятости такие специалисты будут больше создавать проблемы, чем решать их.

«Помешанные перфекционисты хорошо работают с сотрудниками-перфекционистами, так как те тоже серьезно относятся к делам, за которые берутся. Их надо ограждать от тех, кто делает все долго и не отдает делу большое внимание. Им нужны интересные и сложные задачи, а потом всеобщее признание, поэтому важно хвалить такого сотрудника за сделанную работу».

2. Лентяй

Если первый вид сотрудника вездесущ, то лентяи вообще не спешат начинать что-то делать по работе. Они приходят с опозданием, стараются раньше всех уйти, выполняют поставленные планы на грани провала, не стремятся обучаться и совершенствоваться. Лентяи бывают агрессивные и пассивные. Если пассивные сами ленятся, то агрессивные склоняют к этому и других сотрудников.

Чтобы такие сотрудники начинали становиться эффективными, им необходим более сильный контроль. Ежедневные отчеты позволят отследить, что именно они делают весь рабочий день, и заставят их шевелиться (никто не станет сдавать отчет из 1-3-х дел руководству). Поможет и повышение для них минимального плана. Например, если минимальный план по звонкам у вас 10 в день, то повысьте его до 15, и сотрудник будет выполнять 14-15, что уже больше, чем 10.

3. Жертва

У таких сотрудников всегда все плохо. У них постоянные проблемы с родителями, детьми, здоровьем, временем, деньгами, возможностями и т. д. И если лентяи хотя бы приходят на работу, то эти постоянно с нее отпрашиваются по всяким «уважительным» причинам. Они любят и умеют давить на жалость. Жертвы часто морально истощают остальных сотрудников, так как пытаются погрузить их в свои проблемы.

«Таких сотрудников необходимо ограждать от коллектива, – говорит Галина Духовная. – Четкий план работы поможет им сконцентрироваться на делах, а несложные задачи не будут заставлять чувствовать себя подавленно. Лучше наделять жертв именно тем функционалом, в котором они являются профессионалами. Все новое же для них будет большим стрессом».

4. Любитель суеты

Такие люди могут гордо называться «душа компании»: они найдут общий язык со всеми и каждым, будут завсегдатаями посиделок на кухне, поддержат любой разговор, охотно дадут совет, даже если их не просят, поделятся историей из жизни. Словом, будут делать что угодно, кроме выполнения непосредственных рабочих задач.

«Наш опыт исследования рабочего времени говорит о том, что такой тип специалистов встречается в каждой организации, – говорит генеральный директор компании «Инфомаксимум» Александр Бочкин. – И из-за того, что люди всегда на виду, может складываться ошибочное впечатление, что человек активен и в выполнении обязанностей. В одной крупной проектной организации после внедрения нашей системы была проанализирована эффективность работы небольшого отдела. И показатель одного сотрудника составил всего 13%! Задачи он решал чужими руками, предпочитая тратить свое время на фриланс и общение в соцсетях».

Такого человека надо загрузить задачами и четко поставить дедлайны. Привлекайте его как носителя корпоративных ценностей, как знатока проблем коллектива и как организатора корпоративной жизни.

5. Мастер мутить воду

Сплетни, слухи, разговоры за спиной, обсуждения чьей-то личной жизни – это все про него. Чаще всего, к слову, такие персонажи встречаются в женских коллективах.

Александр Бочкин привел пример из своего опыта: одной финансовой структуре помогали определять причины текучки в бэк-офисе. Руководство не понимало, почему перспективные сотрудники, неплохо показавшие себя на собеседованиях и защите тестовых заданий, внезапно писали заявление об увольнении по собственному желанию. Серьезных нарушений регламента не было обнаружено, зато выявились несколько странных «аномалий», связанных с перегрузкой новичков. Расспросив персонал детальнее, выяснили, что камнем преткновения стали старший бухгалтер и ассистенты, которые не только перекидывали пул своих небольших задач на новичков, но и создавали не самую дружелюбную атмосферу в команде.

С такими людьми стоит провести серьезный разговор с предупреждением и затем увольнять.

Полная статья в источнике: Executive.ru / № 2 ИЮЛЯ / 2021
Читать другие статьи:
Показать еще